–оссийский »нтернет загребает деньги

Ќациональна€ ассоциаци€ участников электронной торговли (Ќј”Ё“) обнародовала отчет о состо€нии российского рынка электронной коммерции в 2004 г. ƒанные были получены в результате маркетингового исследовани€ рынка и анкетировани€ его участников, а также IT-компаний и департаментов продаж крупных отечественных компаний. —огласно отчету, в этом году объем рынка электронной коммерции достигнет 3,2 млрд долл. ”частники рынка в целом согласны с тем, что эти цифры выше, чем прогнозировалось весной, - только в сегменте ¬2— (business to customer) рынок вырос в 2-2,5 раза, - и ожидают, что в следующем году подобна€ динамика сохранитс€. ѕо их мнению, объем рынка через год может возрасти как минимум наполовину.

ѕо данным Ќј”Ё“, объем рынка электронной коммерции в –оссии в этом году достигнет 3,232 млрд долл., причем на сегмент B2B (business to business) приходитс€ 442 млн долл., B2C - 662 млн, а B2G (business to government) - 2,130 млрд. ѕри этом дл€ продажи услуг и товаров »нтернет используют 61% компаний - в большинстве случаев через собственный сайт. "—корее позитивно" оценивают »нтернет как канал продаж 55% участников опроса, и только 3% относ€тс€ к подобному методу "нейтрально, негативно". „то касаетс€ сегмента B2C, то исследовани€ показали, что здесь большинство продаж приходитс€ на компьютеры и оргтехнику (около 44%), еще 27% - на бытовую технику, а 4% - на продажи книг, CD и MP3-дисков. —тоит отметить, что полученные в ходе исследовани€ цифры существенно превышают те, которые прогнозировались минувшей весной. “огда Ќј”Ё“ рассчитывала, что объем рынка в 2004 г. может составить 1,3 млрд долл. ѕричем в 2003 г. он достиг 937 млн долл., а к первому кварталу 2004 г. превысил 1 млрд долл.  онечно, эти цифры несравнимы пока с объемами европейских рынков электронной коммерции. “ем не менее динамика роста рынка свидетельствует о резком всплеске активности на нем.

Ѕольшинство участников рынка считают эти цифры вполне закономерными. "—уд€ по статистике "яндекс.ћаркет", B2C рынок вырос в 2-2,5 раза с прошлого года, как и ожидалось, - сказал RBC daily руководитель направлени€ электронной коммерции компании "яндекс" »ль€ ѕоложинцев. - ѕродажи в традиционных дл€ »нтернета сегментах - компьютеров, электроники, бытовой техники, оргтехники, книг - стабильно растут вместе с рынком. Ќаибольший рост заметен в сегменте бытовой техники. »з нетрадиционных стоит отметить значительный рост в сегменте строительных товаров". —ходного мнени€ придерживаютс€ в компании "ѕартер". "¬ нашем сегменте рост рынка составил около 40%", - сказала RBC daily представитель компании “ать€на ћамышева. ќна также отметила, что наиболее перспективными сегментами представл€ютс€ торговл€ бытовой и офисной техникой, а также развлекательные сервисы (музыка, кино, игры) и туристические услуги.  роме того, есть основани€ считать, что возрастет попул€рность электронных платежных систем.

ѕравда, с подобным позитивным взгл€дом на электронную торговлю согласны не все. "ћы считаем, что данные Ќј”Ё“ по продажам через »нтернет вообще и компьютеров в частности завышены, - прокомментировал RBC daily председатель совета директоров компании EHouse (в нее вход€т магазины Bolero, Aromat и др.) ¬ладислав ”лендеев. - —овместно с компанией SpyLOG в 2003 г. мы проводили исследовани€ рынка продаж компьютеров через »нтернет. «а основу брались посещени€ всех компьютерных магазинов, средн€€ стоимость одного заказа. ћаксимальна€ оценка рынка получалась 80 млн долл. Ќј”Ё“ приводит в своих данных рост сектора B2C - 40% . ћы согласны с этой оценкой. Ќо тогда рынок компьютеров через »нтернет в этом году составл€ет не более 115 млн долл.".

ѕо мнению собеседников RBC daily, в дальнейшем рынок электронной коммерции ожидают серьезные перемены. “ак, в прогнозе Ќј”Ё“ говоритс€ о том, что в будущем этот рынок будет структурироватьс€ за счет поглощени€ мелких участников рынка более крупными и сильными. "ћы согласны с этим, - комментирует “ать€на ћамышева. - Ёто св€зано с ростом конкуренции, в которой выигрывать будут профессиональные, цивилизованные компании, а "мелкие лавочки" исчезнут, так как не смогут поддерживать должный уровень качества обслуживани€. »х, вместе с технологи€ми и клиентскими базами, будут поглощать более крупные игроки". Ѕолее сдержанно относитс€ к ситуации »ль€ ѕоложинцев из "яндекса". "Ќесомненно, в следующем году будет продолжатьс€ укрупнение компаний, - сказал он RBC daily. - ѕри этом стоит ожидать по€влени€ и большего количества новых игроков, особенно на еще недостаточно освоенных рынках".

ѕо разным оценкам, в следующем году рост рынка может составить не менее 50%. “ак, по мнению ¬ладислава ”лендеева, стоит ожидать увеличени€ сектора B2C на 40-50%. ј в компании "ѕартер" говор€т о 70%-ном росте. "ћы полагаем, что в следующем году рост нашего сегмента составит 35%, а рынка в целом - 70%, - комментирует г-жа ћамышева. - –ынок электронной торговли по-прежнему расти благодар€ продолжающейс€ попул€ризации »нтернета, росту попул€рности "безденежных" платежных систем". Ќо главное ожидание участников рынка св€зано с ростом в регионах. "ќбщий рост рынка скорее всего, продолжитс€. ¬ первую очередь, за счет активности покупателей и продаж в регионах", - заключил »ль€ ѕоложинцев. 
ƒата: 09.12.2004  
јвтор: ћинаков јлександр